Проект храма Иоанна Богослова в селе Анисимово

Архитектор:  Даниил Макаров, Иван Земляков
Категория: сельский храм
Место:  Вологодская область, Чагодощенский район, село Анисимово
Статус:  эскизный проект
Год:  2013-2014



Строительный объем:                   804 м3
Площадь застройки:                      140 м2
Площадь всех помещений:            73 м2   
Площадь для молящихся:              41 м2
Вместимость:                120-140 человек
Объем кирпичной кладки           175 м3

 

Приход села Анисимово в Вологодской области сделал заказ на простой и дешевый храм, который возможно было бы построить из самых доступных строительных материалов. Основным условием заказа являлось нахождение современного образа православного храма, который должен был стать знаковым сооружением окрестностей.

 

Новый храм планировалось построить на месте ветхого старого, находящегося в аварийном состоянии.

 

Описание проекта:

Простота формы существующего храма довольно обыденны с первого взгляда, а композиция проста, но при внимательном рассмотрении, расположение храма Иоанна Богослова в данном месте точно подобрано зодчими прошлого, исходя из контекста, соотнесения объема строения к деталям окружения, деревьям и рельефу. Композиция клетского храма по смыслу делится на две составляющие: западный  фасад храма формирует пространство перед собой, обозначая место входа, а лаконичная протяженность южного и северного фасадов создает четкое понимание внутренней динамики сооружения, отсылая нас к базиликам, что для храмов этой местности является скорее исключением, чем нормой.

 

Эти удачные и уникальные качества существующей деревянной церкви стали основанием при поиске образа нового храма.

 

Особым отличием культуры Русского Севера является отношение зодчих к дереву. Прекрасные деревянные храмы севера традиционно украшались резьбой. Практически вся утварь в дореволюционных храмах также была деревянной и украшена плоскостной резьбой с различными орнаментами.

 

Мы подобрали резьбу на основе аналогов дореволюционной деревянной храмовой и домовой утвари на основе которой создается архитектурное решение фасадов.

 

Лицевые поверхности деревянных элементов фасада: дверное полотно, ограждающая структура звонницы и вертикальные оконные стойки - покрываются различной резьбой, придавая уникальный и одновренно традиционный образ храму.

 

Северное каменное зодчество характерезуется особой пластикой фасада, основанной на сочетании лаконичных фактурных плоскостей стен, прорезанных редики оконными проемами  с украшением их орнаментами, выложенными из кирпича.

 

Бегунцы в нашем варианте выкладываются аналогично северными традиционным решением.  Кирпичный орнамент образует изображения крестов по сторонам от главного входа, формируя символическую композицию Голгофы.