Реконструкция облика Преображенской церкви в селе Ижма

Автор:  Иван Земляков
Категория:  реконструкция
Место:  с. Ижма, Архангельская область
Год:  2016

 

Строилась церковь достаточно долго. Прежде всего процесс тормозил многолетний неурожай и сопутствующие этому финансовые проблемы. В середине XVII в. крестьяне Ижемской волости даже написали прошение митрополиту Никону: "отцы и деды и иных волостей люди, по обещанию своему, воздвигли церковь Преображения Господня, а как семь годов сряду хлеб не дошел и озяб от морозов, то нам сиротам с церковной земли и также с купленной дани платить к той церкви нечим … и той церкви строить нечим и попу с причетники жить неучего и ружить их нам сиротам нечим и твоей Государь Святительской дани с той церкви платить нечимже..."

 

Таким образом церковь была освящена только в 1679г. и изначально имела 1 престол, о чем было написано на иконостасе: "Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 Июня 6 числа…". Двух боковых приделов в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких и преп. Антония Сийского, которые существуют ныне, изначально не было. Оно появились чуть позже: через два года был устроен северный придел, а еще через несколько лет – южный.
Первое, очень важное для нас, упоминание про внешний облик памятника дал в своей грамоте Архиепископ Варсонофий. В ней он очень кратко описывает ремонт кровли на церкви и упоминает о том, что глава и шатер обиты чешуею (лемехом). Это говорит о том, что раньше на церкви было шатровое завершение с одной главой, вместо существующего ныне четырехскатного.

 

В начале XXв. церковь сильно подмыла река, что вынудило передвинуть церковь дальше от берега. Фото сделаны до переноса церкви.


Теперь давайте попробуем восстановить облик храма до перестройки. Итак: в первом описании говориться про ремонт одной главы на шатре, в другом говориться что всего глав на храме три. Увы это все что можно почепнуть из исторических документов. Остальные следы будем искать на самом памятнике. Благо любой деревянный памятник- это летопись в дереве. Каждая небольшая врубка может подсказать, как выглядело здание в прошлом.
Начнем с северного и южного фасадов. При осмотре сразу обращает на себя внимание шов между верхними рядами бревен- это и есть следы перестройки. Стены над алтарной частью надстроены, то есть раньше сруб церкви имел ступенчатое построение, над алтарями он был ниже, над молитвенными помещением- выше. На южном фасаде читается очертания утрачено крыльца.

 

Паперть существовала до середины XXв. Вероятно она была построена с самого начала, но, за ветхостью перестроенная уже в меньших размерах в середине XIXв. Правда размер первоначальной паперти не мог быть сильно больше паперти XIXв. т.к на западной стене четко читается примыкание трехскатной крыши, которая, из-за наклона западного ската, не могла быть достаточно протяженной по оси запад-восток.

 

Но вернемся к внешнему облику. Из всего вышеперечисленного уже многое становится понятным, остается открытым только вопрос о покрытие храма справа и слева от восьмерика. Ясно только то, что справа и слева от восьмерика возвышались еще две главы. На каком покрытии они могли находиться? Некоторые исследователи полагают что на шатрах [10]. Но по нашему мнению это маловероятно, так как в самом первом описании храма упоминается только один шатер, да и устройство дополнительных малых восьмериков справа и слева от основного сильно усложнило бы конструкцию. На что бы опиралась их западная и восточная сторона? Ведь ширина сруба не позволяет опереть их на стены. Каким тогда было покрытие? Абрис бочки над алтарем по ширине как раз очень близок размеру грани основного восьмерика. Так что, вполне вероятно, что и над молитвенным залом, с севера и юга от восьмерика, располагались бочки подобные алтарной. Тем более что подобные примеры врезки бочек в восьмерик встречаются достаточно часто в окружающей местности, например в храме Церковь Николая Чудотворца в Верховье или в храме Николая Чудотворца в Лявле.
Подводя итоги хочется сказать, что современный облик храма хоть и не лишен определенной прелести, но, все же, выглядит немного странно. Перестройка является вынужденной, искажает первоначальный замысел зодчих, и, по мнению многих исследователей, является художественной неудачей

 

Подробнее исследование можно прочитать по ссылке: http://muvz.livejournal.com/17741.html