Строительная история церкви Вознесения Господня в Каргополе

Автор:  Иван Земляков
Категория:  реконструкция
Место:  г. Каргополь
Год:  2013

 

1 строительный этап (....-1734 г ):

Деревянная Вознесенская церковь была построена на территории Каргопольского Святодуховского монастыря. О том когда она была построена история умалчивает. Известно лишь то, что этот храм был одним из двух церквей монастыря и имел теплую трапезную. При этом сам четверик храма был отделен от трапезной стеной, примерно как в церковь Иоанна Златоуста в Саунино. Велика вероятность, что в теплой трапезной располагались еще 2 придела (?). В 1680 году монастырь был упразднен и превращен в приход.

 

2 строительный этап (1734 -1751 г.г ):

К 1734 году примыкающая к храму теплая трапезная пришла в негодность и была разобрана "за ветхостью".
Тут надо уточнить, что теплые деревянные трапезные приходили в негодность значительно раньше самой церкви, так как в них сложнее обеспечить вентиляцию деревянных конструкций, присутствие сажи и копоти тоже не способствует долговечности дерева. По этой причине печи, если они устраивались, делались в трапезных- берегли храм. Трапезные по ветхости разбирали, и рубили на их месте новые... Так было сделано, например, в уже упомянутой мной церкви Иоанна Златоуста в Саунино. Но в Вознесенской церкви решили поступить по- другому, и поменяли деревянную трапезную на каменную! Приделы стали располагаться с северной и южной стороны от трапезной. Северный придел был сделан несколько меньше южного. Приделы отличались не только размерами. В северном приделе было сделано одно окно, а в южном два (что весьма логично с точки зрения энергосбережения). Отличается у них и конструкция сводов: северный придел был перекрыт четырехлотковыми сводом, южный- коробовым.

 

3 строительный этап (1751г. -первая половина XXв. ):

Спустя 17 лет, в 1751 г., деревянная церковь также была разобрана и заменена каменною. Новый четверик с апсидой практически полностью повторяет композицию боковых приделов: наружные стены также лишены декора, скреплены в углах лопатками и прорезаны проемами окон без наличников.
Правда, в отличие от приделов, четверик получил пятиглавое завершение и квадратный план. Северный и южный фасады четверика получили по два окна, сильно вытянутых по вертикали пропорций и имеющих по фасаду прямые перемычки. Они сдвинуты от центральной оси к востоку, из за примыкания приделов. Эти окна, как и деревянные части карнизов, являются результатом позднейших ремонтов.
Но самое интересное нас ждет в интерьере: в храме сохранился штукатурный декор, тянутые профили которого отмечают основание кладки четырехлоткового свода и членят его поверхность, придавая ей 12- частную структуру, что является творческим переосмыслением "неба" первоначальной деревянной церкви.

 

 

 

Подробнее исследование можно прочитать по ссылке: http://muvz.livejournal.com/12425.html